Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
БОЛГРАД - - РАЙЦЕНТР ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ, СТОЛИЦА БОЛГАР НА УКРАИНЕ

 
БОЛГРАД: город, Украина, Одесская обл., близ ж.-д. ст. Болград.
18,2 тыс. жителей (1991), находится на берегу озера Ялпуг .
Пищевкусовые предприятия, швейная фабрика, ремонтно-механический завод. и др.
Уездный город Бессарабской губернии. Основан в 1812 задунайскими болгарами, бежавшими от турок, как село Табак (по др. ист. основан не в 1812 а в 1821). В 1819 село переименовано в г. Болград, который стал своеобразной столицей всего болгарского народа* на юге России.
В 1897 безуездный город Бессарабской губернии. Преображенский собор 1833-38, мавзолей генерала Инзова, 1833 г. Историко-краеведческий музей.

Болград - живая иллюстрация к теме славянского единения, основанный в девятнадцатом веке по инициативе российского генерала Ивана Инзова, как убежище для жителей Задунайских территорий, бежавших с Балкан от ужасов турецкого владычества. Причем несчастные беженцы были приняты на территории иностранного государства по-родственному, им предоставили все права и привилегии местных жителей.

По его инициативе генерала Ивана Инзова вБолграде был построен Спасо-Преображенский собор. Будучи в Воронеже, он получил исцеление у мощей Святителя Митрофана, после чего, вернувшись в Болград, построил в честь Святителя Митрофана церковь. Генерал Инзов участвовал в походах турецком, польском и итальянском и в наполеоновских войнах; в 1805 г. состоял дежурным генералом армии Кутузова, в 1813 г. - польской армии Бенигсена. В 1818 г. Инзов был назначен главным попечителем и председателем комитета о колонистах южной России, а с 1820 г. - и полномочным наместником Бессарабской области. Под начальством Инзова состоял Пушкин во время его ссылки на юг России.
Умер генерал Инзов 27 мая 1845 года и был похоронен в Одессе. Несколько позже по ходатайству болгар, его останки были перенесены в Болград, где и покоятся ныне.

Чувство благодарности болгарских переселенцев к генералу Инзову было так велико, что когда он умер, местные жители несли его гроб на коленях несколько километров от города к месту захоронения.

30.05.2005г в связи со 160-летием со дня кончины генерала Ивана Инзова в Свято-Митрофановской церкви благочинный Болградского округа протоиерей Павел Полищук отслужил панихиду. На богослужении присутствовали глава администрации Димитрий Койчев, мэр города Михаил Садоклиев, руководители предприятий и общественных организаций.

Исторические традиции дружбы и взаимопомощи славянских народов сильны в этих местах и сегодня. В мае 2002г одним из центров празднования Дня славянской письменности и культуры стала Одесская область и город Болград. В Болграде, где большинство населения составляют болгары, создатели славянской азбуки, выходцы с Балкан монахи Кирилл и Мефодий, пользуются особым почтением. Их изображениями украшены главные административные, культурные и духовные учреждения города.

Город Болград неоднороден и состоит из двух частей: собственно Болграда, утопающего в зелени, и обширного военного городка, основанного Чапаевской дивизией. Позже военный городок разросся: здесь квартировались офицеры элитной десантной дивизии вместе со своими семьями. После развала Союза и перевода русской части десантников в Россию, городок населяют преимущественно украинцы. В гарнизонном Доме офицеров есть библиотека с роскошным - иначе не скажешь - книжным фондом. Библиотека некогда пользовалась популярностью, но с развалом Союза и уходом русских военных не посещается из нынешнего гарнизона почти никем.

Есть в городе знаменитый парк им. А. С. Пушкина, заложенный еще в
XIX веке. В парке - дом с башней, по виду напоминающий старый замок, в котором при Советской власти располагалась библиотека им. А. С. Пушкина. С приходом к власти демократов 'старый замок' переоборудовали в кабак 'под Запад', который по причине обнищания населения был вскоре закрыт, загаженное здание по ночам разбирают на стройматериалы - эволюция предельно символическая.

Приезжим показывают самое стоящее и добротное, и оба этих учреждения построены при царизме - грандиозных размеров и удачных пропорций православный храм и гимназию с завидно высокими потолками - символы болгарского возрождения XIX века...



* "ИЗ ИСТОРИИ"....
...."Место: самый юг Российской империи, угол, составляемый западным побережьем Черного моря и Дунаем, - юг Бессарабии, Буджакские степи (ныне - юго-запад Одесской области близ ее границы с Молдавией и Румынией).

Несмотря на теплый климат и великолепное по красоте, громадное по размерам, вытянутое на несколько десятков километров пресное озеро Ялпуг, Буджакские степи много веков были местом как бы проклятым. Ровная непересеченная местность от Черного моря вглубь материка, отсутствие географических препятствий на востоке и севере обращали эти плодородные места если не в перекресток Европы, то, во всяком случае, в одну из удобных для передвижения больших воинских соединений дорог. Естественно, многие завоеватели и следовавшие за ними толпы волнами перекатывались через Буджакские степи, разрушая и уничтожая все на своем пути. Оставшиеся в живых местные жители разбегались, - и богатейшие земли вокруг красивейшего озера пустовали. На протяжении всей истории человечества только вхождение подобных земель в крупные империи обеспечивало процветание для решившихся на них поселиться.
Так и с Буджакскими степями: во второй половине XVIII века Екатерина Великая объявила, что эти земли, отошедшие к Российской империи, теперь уже навсегда переходят во владение династии Романовых и что все, кто желает переселиться в этот край, будут освобождены от налогов в течение 40 лет. Также гарантировалось, что и рекрутов в армию набирать из этого края не будут.

Слова Екатерины Великой возымели действие, и в Буджакские степи хлынули переселенцы из различных европейских стран. Каждый народ селился отдельно, поэтому и появились селения албанские, немецкие, молдавские, гагаузские и даже французские. Были и русские - из староверов, бежавших от безбожных издевательств 'новых православных'. Здесь старообрядцев называли 'липованами' - происходит это странное название, как полагают, от названия лесов, в которых они селились подальше от гонителей.

Процветание переселенцев началось незамедлительно: богаты были не только вскоре распаханные степные земли, но и воды озера; даже овраги вокруг озера в те времена были прекрасным местом для охоты.

Были волны переселения и болгар - но происходили они не по коммерческим соображениям, как то делали остальные переселившиеся сюда народы, но по иным мотивам.

Последняя из 'неугоднических' переселенческих волн пришлась на начало XIX века, в эпоху царствования Александра I. Начавшуюся в 1806 году русско-турецкую войну, победоносную для русских, царь, подозревая приближение войны с Бонапартом, стремился поскорее завершить и заключить мир. И мир был заключен - за день до вторжения Наполеона в Россию. При такой поспешности в заключении мира и при том, что и турки не находились в неведеньи о происходящем в Европе и прекрасно понимали причину, по которой Александр I торопится высвободить 60-тысячную Молдавскую армию под командованием адмирала Чичагова, условия мира выгодными для России быть не могли. В частности, русские войска были обязаны оставить уже освобожденные от турок территории Болгарии (1).
_______
(1) В те времена Оттоманской империей были оккупированы не только Болгария, но и другие православные страны - Сербия, Греция, Валахия (юг нынешней Румынии), Молдавское княжество (включавшее в себя, кроме территории нынешней Молдавии, еще и северо-восток Румынии - Молдову и Буковину) и другие территории помельче.


*****
Болгары за столетия турецкой оккупации хорошо прочувствовали на себе, что? такое носители истинной веры испытывавшего трудности с женщинами Магомета: болгар безнаказанно резали, грабили, насиловали. Для турок одним из любимых развлечений было, например, запрячь несколько болгарских юношей в повозку и, хлеща их бичом, разгонять повозку так, чтобы ветер свистел в ушах. Словом, издевались в полное свое удовольствие.

Люди таковы, что одним такое с собой обращение нравится, хотя слова могут произносить самые жалостливые, а другим - нет.

Болгары, оставшиеся в Болгарии, не воспользовавшись предоставленной им возможностью перейти под защиту России, выбрали власть турок, разумеется, не из христианского смирения. Истинная причина та, что оставшимся быть объектами унижения подсознательно нравилось - обыкновенный садомазохизм, одно из проявлений стадного мышления.

Те, кому издевательства не нравились по-настоящему, получив возможность уйти, присоединялись к уходящим русским войскам - неугодникам.

Болгары-переселенцы к знати не принадлежали и, в силу уже одного только своего социального положения, общались, естественно, не с 'внешническим' генералитетом, а с русскими рекрутскими солдатами. Таким образом, населению приходилось выбирать между турками-некрофилами и рекрутами-биофилами. Да, выбор был именно такой: уходить не в Россию, не к Романовым-немцам, не к русским вообще, но к неугодникам.

Жить, наслаждаясь переживаниями под хлыстами турок, или уйти с рекрутскими солдатами, уйти на Родину?

'Подобное - к подобному', - естественно, вместе с российской армией ушли преимущественно те болгары, которые были склонны к независимости мышления, чуждые немецкой неодушевленной регламентированности. Соответственно, те болгары, которые остались в Болгарии, напротив, были преимущественно противоположной подсознательной ориентированности.

Картина исхода была впечатляющая: семьи болгар - тысячи и десятки тысяч людей - бросали свои хозяйства, и, если были лошади или волы и собственная повозка, то грузили, что можно было увезти, и повозки длинными вереницами присоединялись к обозам войска из русских рекрутов.

Те, кто обнаружил в себе желание уйти, перешли Дунай и в основном осели на берегах большого, в десятки километров длиной озера Ялпуг, а частью ушли дальше, к Азовскому морю, вглубь тогдашней Российской империи, подальше от турок.

Поэтому БОЛГРАД и стал столицей всего болгарского народа - во всяком случае, центром интеллектуальной и культурной его жизни на юге России. И это понятно: ведь турки не успели понять, что оставшимся в Болгарии доверять самовыражение уже вполне можно - оно будет закономерно 'внешническим'.

Период процветания для болгар Болграда закончился вместе с падением царизма - в 1917 году. В 18-м здесь уже были румыны, которые прославились в Европе тем, что сердце у них расположено не к работе, а к грабежу. Преданность румын Гитлеру не случайна, а столь же психологически закономерна, как и преданность фюреру хорватов.

После почти двадцатилетнего пребывания в Болграде румын территория в 1940 году оказалась под властью Сталина. Энкавэдэшники убивали активнее, чем румыны, и, может быть, отчасти и поэтому тоже, когда союзные с Гитлером румыны (вместе с немцами и хорватами) в 41-м пришли на берега Ялпуга вновь, никакого партизанского движения не было. (Правда, возможны и некоторые другие объяснения. Во-первых, современные бессарабские болгары психологически уже не те, что их переселившиеся предки: были достаточно массовые переселения неугодных 'внешническим' правителям России - в Сибирь; шел этот процесс и добровольно. Сибирь в восприятии современном, а уж тем более человека XIX века - это место хотя и сытое, но небогатое: богатство начинается там, где есть торговля [скажем, рядом с морем], грандиозность же сибирских пространств ассоциируется со свободой благодаря неограниченности, независимости от начальства. И тот, и другой механизм переселений в Сибирь выцеживал из бессарабских болгар сущность этого народа, определившую его в свое время исход из-под власти турок. Еще одно объяснение отсутствия партизанского движения то, что здесь проходил самый благополучный участок советско-германского фронта - очевидно, не случайно: была проведена мобилизация, а неугодники из немобилизованных, предвидя трудности с сопротивлением в степи, эвакуировались.)

Причина того, почему именно здесь, в Бессарабии, проходил самый благополучный участок границы (удерживали больше недели), да и фронта тоже, - разумеется, психологическая, точнее, психоэнергетическая. Вообще сопротивление в 41-м было тогда успешным, когда низовые военные 'посылали' высших командиров. В Бессарабии в этом смысле многое было сделано еще до начала вторжения: в частности, как пишет маршал Крылов в своих, увы, вполне маршальских воспоминаниях, именно по настоянию нижестоящих были прерваны санкционированные верхушкой иерархии сборы, расчеты вернулись к орудиям, а авиация буквально за день была рассредоточена по полевым аэродромам - как следствие, в первые дни войны было потеряно от бомбежек всего 3 самолета (на остальных участках потери превышали 80% от числа самолетов). Способность войск к обороне усиливается от присутствия неугодников - в том числе среди местного населения. Когда анализируешь тип народов, располагавшихся вдоль границ тогдашнего Союза, то натыкаешься то на 'внутреннических' поляков с их знаменитым некогда десятипроцентным присутствием евреев, то на малохольных белорусов, то на 'внешников' Западной Украины и Прибалтики. Неугодническое же население можно предположить всего на двух участках государственной границы - на Крайнем Севере, где крепостное право не удалось навязать и куда из крепостнических зон бежали соответствующей психологии люди, и в Бессарабии за счет полумиллиона болгар - оба этих участка и были наиболее благополучными в июне 1941-го.

Так что болгары в войне участвовали - как минимум, одним своим существованием. Кроме того, с высокой степенью вероятности можно предположить, что отличились бессарабские болгары в Великой Отечественной и теми из них, кто ушел в Сибирь, и кому там понравилось...

В 44-м в Бессарабию вновь пришли сталинцы, и с тех пор болгары жили в этих местах не в пример спокойней и благополучней, чем в других уголках Союза - до времени его распада.

После развала Союза и прихода к власти демократов насильственная украинизация проводится всесторонне, и, естественно, среди прочего проявляется в изменении школьных программ. Однако на этот раз болгары достаточно активно этому сопротивлялись, отстаивая русский язык! Так же отстаивают и русскую классическую литературу, в которой предостаточно, разумеется, несуразностей, но аналоги Мазепы-предателя из русофобского украинского пантеона хотя бы не выставляются как образец для подражания при формировании нравственной основы детских душ...



 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru